• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube

Анализ конкуренции на розничных рынках автомобильного бензина на территории Кемеровской области

Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильного бензина на территории  Кемеровской области.

 

Общие положения

 

Анализ розничного рынка автомобильного бензина проведён в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»,  утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 (далее – Порядок) и «Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов» (далее – Методические указания).

Целью проведения анализа конкуренции  на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на территории Кемеровской области.

В качестве исходной информации Кемеровским УФАС России использованы:

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области;

- сведения, полученные от Администрации Кемеровской области.

 

Временной интервал исследования 

 

Временным интервалом исследования розничной реализации автомобильного бензина на территории Кемеровской области является период с 01.04.2013 года по 01.04.2014 года. Исследование носит ретроспективный характер.

 

Продуктовые границы рынка

 

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» распространяется на неэтилированные бензины (далее - бензины), поставляемые на экспорт и российский рынок и предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99) АИ-95 (ГОСТ 2084-77,  ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-98 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСт Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей проводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее - ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины делятся на две группы, что и является существенным различием:

- низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 82, 5 – 88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому);

- высокооктановые бензины – Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 – 88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

 

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров будут рассмотрены по подгруппам ОЧ (низкооктановые и высокооктановые) либо по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ рассматриваются как одна товарная группа.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным топливом.

 

Географические границы  рынка

 

Особенностью условий приобретения автомобильных бензинов при их розничной реализации является фиксированное место их продажи, т.е. автозаправочные станции (АЗС).

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Географические границы товарных рынков локализованы с учетом экономико-географического положения, автотранспортной инфраструктуры, маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортных схем приобретения их на розничном рынке потребителями (т.е. расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС).

Географические границы исследуемого рынка розничной реализации бензина автомобильного определены как административно-территориальные границы Кемеровской области.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (далее - потенциальные продавцы).

В исследуемый период времени на территории Кемеровской области функционировало порядка 430 АЗС, принадлежащих более чем 100 розничным продавцам, большинство из которых – это предприниматели без образования юридического лица, имеющих одну - две  автозаправочные станции, около 30 розничных продавцов нефтепродуктов являются владельцами трёх и более АЗС.

В связи с реорганизацией системы ведения бизнеса в группе компаний ОАО «Газпром нефть» деятельность, связанная с розничной реализацией нефтепродуктов на территории Кемеровской области, с 15.07.2013 г. осуществляется ОАО «Газпромнефть - Новосибирск».

В состав крупных участников розничной реализации автомобильного бензина на территории Кемеровской области входят следующие  хозяйствующие субъекты: ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» («***»АЗС), ООО «Перекрёсток Ойл» («***» АЗС), ООО «Кузбасский деловой союз» («***» АЗС), ООО «Тринити» («***» АЗС), ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» («***» АЗС), а также ООО «НК-Нефтепродукт» («***» АЗС) и ООО «НК-Нефть» («***» АЗС).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке автомобильных бензинов на территории Кемеровской области представлен в Таблице №1.

 

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих  на  рынке

 

 

Согласно пункту 6.1. Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка объем рынка за анализируемый период определяется как сумма объемов продаж (поставок) соответствующего вида нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в пределах установленных географических границ рынка.

Расчёт объёма товарного рынка и долей его участников производился на основании данных полученных от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию на рынке нефтепродуктов через АЗС на территории Кемеровской области. Объем реализации автомобильных бензинов  и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке реализации автомобильных бензинов, представлены в Таблице 2.

Наибольшую долю рынка реализации автомобильного бензина имеет ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть - Новосибирск»: АИ-92 – «***»%; АИ-95 – «***»%; АИ-98 – «***»%.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, ОАО «Газпром нефть» в лице  ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть – Новосибирск» занимает доминирующее положение на  розничном  рынке автомобильного бензина на территории Кемеровской области.

 

 

Определение уровня  концентрации  товарного рынка

 

В соответствии с Порядком для определения концентрации товарного рынка были произведены расчеты коэффициента рыночной концентрации (Crn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) розничного рынка бензина автомобильного:

 

АИ – 80: Cr3= «***»% + «***»% + «***»% = «***»%   

HHI = «***» + «***» + «***» = «***»

 

АИ – 92: Cr3= «***»% + «***»% + «***»% = «***»%

HHI = «***» + «***» + «***» = «***»

 

АИ – 95: Cr3= «***»% + «***»% + «***»% = «***»% 

HHI = «***» + «***» + «***» = «***»

 

АИ – 98: Cr3= «***»% + «***»% + «***»% = «***»%

HHI = «***» + «***» + «***» = «***»

 

В соответствии со значением коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана за период с 01.04.2013г. по 01.04.2014 г., который находятся в границах 70%< Cr <100% или 2000< HHI <10000, можно сделать вывод о том, что розничный рынок бензина автомобильного и розничный рынок дизельного топлива на территории Кемеровской области являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Определение барьеров входа на  товарный рынок

        

Основными барьерами входа на рынок розничной реализации дизельного топлива новых участников и увеличения объемов реализации уже присутствующих участников рынка являются:

1.      Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- транспортные ограничения (инфраструктура транспортировки нефтепродуктов);

- удаленность географического расположения нефтеперерабатывающих предприятий;

- сложность в приобретении нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих предприятий;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

-  ограниченность доступа к системе нефтехранения.

2. Административные ограничения:

- трудности в получении земельных участков;

- условия лицензирования;

- экологические ограничения;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

3. Наличие на рынке  вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК ОАО «Газпром нефть», ВИНК ОАО «Татнефть», ВИНК НК Роснефть) создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Оценка состояния конкуренции на рынке

 

В состав крупных участников розничной реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина) на территории Кемеровской области  входят 5 хозяйствующих субъектов: ОАО «Газпром нефть» в лице  ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» («***» АЗС), ООО «Перекрёсток Ойл» («***» АЗС), ООО «Кузбасский деловой союз» («***» АЗС), ООО «Тринити» («***» АЗС), ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» («***» АЗС), а также ООО «НК-Нефтепродукт» («***» АЗС) и ООО «НК-Нефть» («***» АЗС).

За отчетный период на АЗС Кемеровской области было реализовано АИ-80 – 9321202,45 л., АИ-92 –648339275,14 л., АИ-95 – 214570221,36л., АИ-98 – 8734315,42 л.

Лидером рынка розничной реализации автомобильных бензинов является ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» с долями реализации АИ-92 – «***»%, АИ-95 – «***»%, АИ-98 –«***»% от общего объема реализации автомобильных бензинов в регионе.

Главное преимущество компании является широкая сеть АЗС, расположенных по всей территории Кемеровской области, а также бесперебойные поставки нефтепродуктов. Кроме того, ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» использует программы лояльности для клиентов («Нам по пути», «Шахтерский край», «Шахтерская слава»). Кроме того реализует различные рекламные акции с целью стимулирования продаж топлива и сопутствующих товаров, в том числе с целью привлечения новых клиентов.

На розничном рынке автомобильных бензинов на территории Кемеровской области ООО «Кузбасский деловой союз» активно развивает сеть АЗС «ЛУКОЙЛ». Количество АЗС по сравнению с 2012 годом увеличилось на «***» АЗС, в настоящее время  составляет - «***» АЗС, кроме того существенно увеличилась доля на рынке. На АЗС ООО «Кузбасский деловой союз» реализует современные виды топлива ЭКТО и стандарта Евро,

Для привлечения клиентов владельцы АЗС используют рекламу в средствах массовой информации, наружную рекламу фирменную символику и логотипы (бренды), предоставляют услуги персонала по заправке автомобиля. На некоторых АЗС предлагаются те или иные виды скидок для частных лиц или организаций, за наличный или безналичный расчет.

Развитию конкуренции на рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Кемеровской области может способствовать:

- строительство новых АЗС иными участниками рынка и расширение уже существующих сетей;

-  улучшение качества обслуживания в сфере розничной реализации нефтепродуктов;

- установление цен различного уровня на одни и те же  нефтепродукты;

- расширение функциональности сетей заправочных станций, дополнение продажи топлива услугами (мойка, магазин, ресторан быстрого обслуживания и т.д.).

 

Предложение, вынесенное на Комиссию:

 

На основании Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896, административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №6, считаем необходимым:

- В связи с реорганизацией  ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс» внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.